Лет 10-15 назад мадам Ж. выкинула мою любимую майку с Тасманским Дъяволом в виде принта.
Естественно, я разгневался. Но получил бы я столько же удовольствия в тот момент, если бы получил в дар такую же майку?
Совсем необязательно.
Неприятие потери — это когнитивное искажение, связанное с склонностью людей избегать потерь, а не приобретать эквивалентные выгоды.
Это как человек, потерявший 100 баксов, получает намного большее неудовлетворение от этого, чем человек, нашедший эти 100 баксов получит удовольствия.
Вы предпочли бы получить скидку в размере 2000 рублей или избежать доплаты в размере 2000 рублей?
Одно и то же изменение цены, оформленное по-разному, оказывает существенное влияние на поведение потребителей.
Я рассматриваю это явление с точки зрения ожиданий. И если эти ожидания не удовлетворяются, то человек теряет полезность. На ещё ненайденные 100 баксов очень сложно строить планы. Потому ожиданий нет. А 100 баксов, которые в кармане, скорее всего, уже запланированы для определенного дела.
Если ты уже прочитал мою книгу «Анатомия счастья», то уже знаешь, что эмоция = (реальный факт — ожидания) Х значимость. Скачать книгу.
В ходе экспериментов было выявлено, что при стимулировании «увеличения потерь» мозг более ярко реагирует, чем при «увеличении прибыли».
С этим и связан страх рисковать. Допустим, предлагают вариант поставить 100$ с вероятностью удвоить сумму. Вариант выигрыша 50\50. Что выберем?
Большинство людей выберут отказаться от риска потери уже имеющегося.
Кроме этого, всё что мы имеем (не обязательно деньги), так или иначе мы ассоциируем с собой, со своими воспоминаниями или эмоциями.
Как я 20 лет назад выбирал эту майку на тёплом побережье. Как пахло в тот момент океаном, какое тогда было настроение, как мне тогда нравился этот персонаж. Потому страх потерь сильнее.
Мы боимся тем самым потерять часть себя. А преобретая новое… Мало ли оно какое!
Зато старое проверенное. Безопасное.
Всегда задавай себе вопрос:
А что мне это даёт на самом деле?
Ведь консерватизм очень часто мешает развитию.